Все родители мечтают, чтобы их дети были счастливыми, умными, разносторонними, самостоятельными, а в процессе воспитания и обучения малышей было как можно меньше сложностей. Ставшая уже легендарной, методика Марии Монтессори помогает решить все эти вопросы. В этой статье мы расскажем о ключевых моментах данной методики.

Основные принципы системы М. Монтессори

О Марии Монтессори и ее вкладе в детскую педагогику неустанно твердят и психологи, и воспитатели, и педагоги. Каковы же основные принципы системы? Все очень просто: индивидуальный подход к ребёнку, самостоятельное выполнение упражнений, игровая форма обучения.

Исходя из учения М. Монтессори для ребенка создается специальные познавательная среда. Это территория, где ребенок может проявить себя и самостоятельно развиваться как личность. Создательница методики была уверенна, что ребенок обучается не через указания взрослых, а через собственный опыт и повторение самостоятельно действия.

Зал Монтессори обычно разделён на пять уловных зон: практическую, сенсорную, математическую, речевую и познавательную.

Зона упражнений практической жизни

Занятия по системе М. Монтессори Зона упражнений практической жизни

В зоне УПЖ расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Большая часть материалов происходит из повседневных домашних дел и постепенно дает ребенку возможность применять сложные движения в занятиях дома: самостоятельно одеваться/раздеваться, расчесывать волосы, ухаживать за своими игрушками и вещами, мыть руки и т.д.

Овладение навыками практической жизни дает ребенку возможность быть самостоятельным и независимым, приносит ему большую радость и глубокое удовлетворение от собственной деятельности, развивает уверенность в себе.

Зона сенсорного развития

Значение сенсорного развития детей огромно. В этой зоне находятся материалы, с помощью которых малыш учится использовать органы чувств при изучении окружающего мира. Так как в каждом материале выделяется только один признак, ребенок учится концентрироваться на нем, изолируя другие органы чувств (например, слушать музыку, закрыв глаза). С помощью упражнений этой зоны ребенок научится различать цвета, формы, размеры, объемы и т. д. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.

Зона математики

Занятия по системе М. Монтессори Зона математики

Математические материалы построены в тесной связи с материалами сенсорной зоны и учитывают сенсомоторные потребности ребенка. Это значит, что большинство материалов предполагают работу с конкретным (а не как обычно для математики, абстрактным) материалом. Например, часто используется такой материал как палочки Кюизенера. Цветные палочки Кюизенера включают набор из деревянных призмочек-палочек разной длины и цвета. Единице, например, соответствует кубик с длиной стороны один сантиметр, десяти – призма-параллелепипед длиной в десять сантиметров. Все палочки разноцветные, но окрашены не беспорядочно, а по условным классам. Например, палочки с длиной, кратной двум, красные, кратные трем – синие.

Играя с таким набором, ребенок запоминает числа, основываясь и на подсчете (количество палочек), и на размере (длина палочки), и на цвете, в результате процесс идет быстрее и эффективнее.